Как требовали заменить сборную Советского Союза на фрунзенскую «Алгу».
Перед тем как начать интервью с одним из лучших футболистов Кыргызстана ХХ века Юсупом Мусаевым – хотел бы от всего сердца поблагодарить экс-футболиста «Алги» Мажита Нагашпаевича Кожанова и исполнительного директора «Vsport» Медера Сталбека за помощь.
Собрав достаточную информацию, в гости к себе пригласил юбиляр. Общались мы отлично. Жаль, что видеонарезок того времени достать трудно, с удовольствием посмотрел бы как “алгинцы” в пух и прах не оставляют от соперника ничего. Ведь во Фрунзе не все решались прилетать, чтобы сыграть с нашей командой. Её в прямом смысле слова боялись. «Алга» стремительно, как пуля, рвалась к штрафной соперника, осаждала её всю игру. Возможно, для команды первой лиги не хватало доли удачи, но свой след в истории Советского Союза в футболе “киргизская” команда оставила всем клубам той большой страны…
Юсуп Иминович, как же охарактеризовать ту самую «Алгу», которая осталась в истории кыргызского футбола молодому поколению?
Ну, давай, начнём с того, что столичная «Алга» не сразу появилась в то время. Была «Искра» [как это символично, читатель, согласитесь – судя по этому названию]. Во второй половине 50-ых годов переименовали на «Спартак». И здесь прошла полная перестановка в клубе: пришли 14 молодых игроков, тренера поменялись. С этого момента [1957 года] я начал свой поход к футболу в этой команде. К концу 60-ых я был играющим тренером. Просматривал игроков из дубля. И помогал в вопросах организаторских частей, да и только…
Чем же мы отличались от других советских команд? Ребята в клубе знали друг друга очень давно. С 13-14ти лет, половина воспитывалась в молодёжных секторах “Спартака” и ”Динамо”. Коллектив сплотился именно в этот момент и сломать его было практически никак. В 1961-ом к нам присоединились ещё 4 парня: Стрельцов, Кожанов, Султанов и Мерзликин. Позже команда стала набирать ещё лучше форму и, по сути, подходила к отличной готовности во всех аспектах.
«Алга» не сумела пробиться в высшую лигу из-за пару баллов в таблице. Что же произошло, в чём же была причина?
8 человек перешли в другие клубы в тот момент, когда надо было решать судьбу «Алги». Их заменили молодыми футболистами из дубля. Сначала отыграли они вполне отлично для своего возраста. Первый круг они показали иной уровень. Впрочем, на втором круге отсутствие опыта сказалось, силы и энергия остались в начале чемпионата, и мы медленно скатились в середину таблицы. Тогда был чемпионат разделён на зоны, и лишь победитель получал путёвку в высшую лигу.
Конечно, это был тяжёлый удар по нам, мы сильно расстроились. Однако самое обидное было, когда в 1960-ом странам из СССР предоставляли путёвку в высшую лигу. Федерация футбола, прям — таки, дарила разрешение всем командам участие в этой лиге. К сожалению, мы не попали. Причина была проста. Стадион должен был вмещать 10тыс. человек. Кроме нас под этот пункт попали туркмены, таджики, эстонцы.
А такие команды, как «Кайрат», рижские клубы, армянские закрепились в высшей лиге.
Правда, что на футбольном поле вы были жёстким игроком?
Я играл на правом фланге нападения. В любой команде появляются свои лидеры. Было некрасиво смотреть, когда ты прорываешься сквозь соперника, а кто-то убирает ноги в стыке, побаивается попасть в подкат. Как на это не закрывать глаза? “Ребята, так не пойдёт! Почему кто-то до конца идёт в борьбу, ставит свои ноги, которые могут сломать, а ты бережёшь себя, зачем-то? Причёску боишься испортить. Головой не лезешь на втором этаже”, – такие слова слышались из раздевалки в перерыве матча. Разное случалось у нас, приходилось разговаривать по – другому с теми, кто не доигрывает эпизод [смеётся]
Всю карьеру вы сыграли в «Алге». Неужели вы не хотели перейти в другой клуб из Советского Союза?
Предложения поступали. Даже многократно. В 60-ом меня и Бибаева Р. «Пахтакор» приглашал к себе. Даже через хитрый способ заманить к себе команде не получилось. Военный округ [среднеазиатский] в то время находился в Ташкенте, у них существовала своя местная футбольная команда. Они хотели призвать нас в армию, а уже оттуда передать «Пахтакору». Тут же включился наш военком и ответил отказом во всей сложившейся ситуации.
Также звонок был от «Кайрата», из Караганды. Когда мы обыграли Одессу, после матча члены клуба поговорили со мной: «Оставайся у нас. Мы тебе трёхкомнатную квартиру выделим. 500 рублей в твою зарплату». Действительно, заманчивое предложение от них. Но у меня семья, родители во Фрунзе, я их бросить никак не мог. И ответил отказом.
А что же сборная? Туда дорога была далёкой?
В сборную СССР попасть было сложно в то время. Основное внимания обращали только клубы высшей лиги. Победителей первой лиги не вручали даже “мастеров спорта”. После кругового турнира победители играли между собой, и только 1 мог пробиться в высшую лигу. Так что награждением являлось только путёвка туда, вот и всё. Лишь во второй половине 60-ых, те, кто входит в сборную своих республик стали награждать призами. Я в числе 10-ых человек получил “мастера спорта”.
Что думали об «Алге» команды, игравшие против неё?
Уважали. “Алгинцы” были на слуху в каждой республике СССР. В 1963-ем у нас была первая игра с карагандинским «Шахтёром». У них собралась отличная команда, игроки имели большой опыт за спиной, т.к. выступали за «Спартак», «Динамо», из Азербайджана. В общем мы их обыграли 1:0, гол забил я.
Говорят, что в стиле Ван Бастена, как в финале ЕВРО-88?
Гол забил я, а так ли это – зрителю виднее [смеётся].
… Первые 6 игр мы одержали победы. И после этого стали интересоваться, что же за такая команда это «Алга». Перед гостевой встрече в Днепропетровске, мы отправились через Москву. Сложилась так, что сборная СССР играла против шведов в “Лужниках”. Стадион был забит до отказа. И все ждали с нетерпением появление действующих лиц. На табло стали показывать расклады клубов в чемпионатах, очередь дошла и до «Алги». Нашей делегации было приятно, что оценили «Алгу», как команду, которая начала старт без поражения. Позже все следили за сценарием уже на поле после ознакомления ситуации во всех лигах СССР, а сборная Советского Союза проигрывает по ходу матча скандинавским гостям 0:1. Зрители стали нервничать, психовать, выплёскивать свои эмоции. Затем пошли выкрики: «Алгу давай! Алг-у-у-у-у-у!!! Вон сборную с поля!!! Выпускай Алгу!!!!!!» Мы подсуетились, небольшой страх над нами появился. Знать-то они нас не знали. Такой шум пошёл по стадиону, а ведь эта «Алга» была в ложе гостей.
Что было бы, если знали команду из Первой лиги в лицо, а мы тут перед их глазами, почти сидим.
Кроме футбола Вы посвящали себя в другой деятельности?
Привлекал баскетбол. Друзья отлично играли, и я поддерживал их. Впрочем, футбол в голове остался на всю жизнь, а я никак не хотел его выпускать оттуда.
В чём разница между нынешним футболом и вашего периода?
Футболиста одного момента нет. Вроде все физические данные у каждого при себе. Ну вот что-то не хватает им, то-ли фантазии, или смелости прорваться, взять на себя ответственность, обыграть соперника и пробить в угол. А что сейчас? Отдают пас назад, катают мяч по всему поля. Счастье не на своей половине поля, а там — ищи его на другой стороне. Пока 15 передач не сделаешь друг другу. Вот, если бы ты побежал, открываясь в свободной зоне, получил мяч и сделал результативную передачу в штрафной… Да, подражают, возможно, испанской манере, но такие исполнители живут в другом месте. У них свой взгляд на футбол.
Сейчас смотрю за выступлением сборной России, болею – то, как за свою Советского Союза. Поражаюсь, как можно так играть. Футболиста атаки – нет.
И в нашей сборной — есть кадры отличные, молодые, перспективные. Однако же, что-то не хватает. Агрессии, желания бороться, забить гол в чужие ворота, стремление, горящие глаза. Все 90 минут ты должен быть готовым к игре, отдать себя полностью.
Что же не достаёт сборной Кыргызстана?
В обороне всё как-то спокойно: вратарский вопрос и защиты не дают беспокойства. В средней линии нету креативщика, который поведёт команду. Нападающий один в чужой штрафной ждёт передачи, необходим игрок, сумеющий двумя – тремя передачами вывести на рандеву с вратарём.
«Алга» вашего поколения в какой футбол предпочитала играть?
Тогда была массовость к “дублю-вэ” [3-2-5] или же бразильской 4-2-4. Тогда спокойно можно было по номерам понять, кто где играет: 2-ой – правый защитник, 3-ий центральный и т.д. Сейчас откуда-то появляются 48-ые, 99-ые.
… За «Спартак» я болею с 1962 года.
Ну, ведь он сейчас на первом месте, итальянец тренирует?
Да, я это знаю, но когда приходят в команду куча легионеров, а отечественные футболисты сидят на скамейке ждут своего выпуска – так сборную построишь не сразу. Посмотри на европейские страны. Германия. Там какая молодёжь? С самого раннего возраста их обучают, берут под своё руководства и выращивают качественных футболистов. Какая у них там селекция! Там думают о будущем. Родители не беспокоятся. Они уверены, что мальчик не потеряется в жизни и как-то спокойны за него. А у нас что? Мальчика записывают на футбол родители – деньги за обучение. А, если многодетная семья? Пацаны жаждут играть в футбол, вырасти в этом направлении и? У нас, к примеру, в каждом районе, в областях была школа олимпийского резерва. Каждый ребёнок был занят спортом, я не только про футбол сейчас.
А мне сейчас больно смотреть на всю сложившуюся ситуацию…
Как развить наш отечественный футбол?
Не сказать, что футбол сделал шаг вперёд, конечно ложь. Толчок дан. Без помощи других лиц маленькими шажками идти на вершину невозможно. Деньги тратят на личные дела, а на развитие спорта никто и не обращает внимание. В каждой области у нас должна быть хорошая основа, чтобы любой мог уверенно представлять своих родных болельщиков.
Ну, ведь вкладывать деньги в футбол дорого?
А когда кто-то побеждает или уже чувствует независимость — все пытаются вложиться туда, там вроде как безопаснее. Хорошо, что пару клубов, которые можно пересчитать по пальцам одной кисти держат флагман, а остальные? Трёхразовые тренировки, питание. Футболист отдаст все силы на поле. А восстанавливаться ему чем – только водой…
Почему вы решили выходить на поле — на позиции нападающего?
Я родился на Карпинке, часто играли в футбол во дворах. Не было мяча, мы из тряпочных кусков одежды и прочих делали круглообразный мяч и пинали его с друзьями. Венец футбола – это гол, так что я всё время искал счастье у чужих воротах. Забьёшь мяч. Даришь радость болельщикам на трибунах. Все кричат. Называют твою фамилию. Позже зрители смотрят футбол ради этого футболиста, который переворачивает игру в свою пользу – вот и играешь в футбол ради таких ощущений. Со временем я стал свободным художником. Возраст давал своё, и потом я отдавал передачи своим одноклубником.
Стадион домашний заполнялся?
Арена всё время была занята зрителями. Абонементы выкупались за раз. На заводах, проявившие себя отлично получали билеты на матчи.
А дорогими были билеты?
Западная сторона рубль. Восточная сторона 80 копеек, детям 10 копеек.
Получалось ли следить за зарубежным футболом в ваше время?
Возможностей у нас не было таких, как у вас. Читали газеты, слушали радио. В 60-ом, когда СССР стал чемпионом Европы, мы уже узнавали событие по телевизору. С Виктором Понедельником мы позже хорошо подружились. В 1956 году — тогда ещё киргизский «Спартак» — был в Ростове. Мы проводили тренировку и 4 парня просились к нам, один из них Виктор. Посмотрели игроков, оценили, и наш тренер пришёл к мнению, что Понедельник не подойдёт команде. Через год Виктор Понедельник уже футболист «Спартака» и вызывается в сборную [смеётся]. В 1975 году он приехал на турнир “кожаный мяч”. Я встречаю его в аэропорту, а он мне говорит: «Мне повезло, однако. В 56-ом не срослось, зато сейчас посетил г. Фрунзе».
Что такое «Спартак» в середине 20ого века?
«Спартак» имел больше всех игроков, которые играли в сборной. Они понравились своей игрой. Техническими способностями. Скоростью…
Каким качеством вы преобладали больше всего на поле?
Назвать себя техничным? Н-е-е… Прорывной. Сила удара. Пользоваться шансом, чтобы сильно ударить по воротам.
А обыграть игрока один на один???
Не одного, а двух и трёх!.. Убрать мяч, рвануть вперёд, убежать от них на скорости. Я говорил своим: «Ты закинь мяч сверху, а я добегу, главное, это сделай…» Несколько раз вымотаешь защитника или опекавшего тебя соперника — сразу же к воротам. Так сказать, всю игру переносим сюда, пока футболист приходит в себя после бега.
Надо замучить защитника, чтобы он не стоял на месте – куда ты, туда и он. Туда! Сюда! Влево! Вправо! Он не знает — бросить свою позицию, идти за тобой. Запыхается, и в это время издевайся над ним [смеётся].
А есть хорошее будущее у нашего футбола?
Перспективы хорошие. Молодые ребята из федерации футбола одели все уровни сборных. Я вот много раз выезжал с командой, а футболисты с клубной символикой. Печально было. Это уже плюс. Сколько игр проводит сборная. Куда отправляется на тренировочные сборы. Такого не происходило. Откровенно, это всё хорошо. Вот только необходима помощь от других лиц. Развитие должна происходить вместе. Что сделала Исландия на Евро16. Никто и подумать не мог, что она сотворит на турнире. Пора всех заставлять областных руководителей открывать школы, академии. Ну ведь всё это было раньше. Спорткомитеты. Школы. Не дай бог, перестанут вкладывать в наши клубы руководства, махнут рукой и оставят. Возьмутся за постройки домов и пр. Тут и кыргызский футбол пропадёт. Пока не будет хотя бы стадион маленького, но современного масштаба – запретят принимать игры международного уровня и всё, будем искать место, где наши клубы и сборная станут принимать соперника… Собраться бы влиятельным людям скинуться и построить стадион: и детям, и внукам и т.д. на всю жизнь хватило бы…