…А ПОРАССУЖДАЙ - КА СО МНОЙ?

Совсем недавно, проезжая в общественном транспорте, я заметил на рекламном стенде признание молодого человека в любви своей красавице. Что поделать? Раньше писали на стенах, на тротуаре под окном своей возлюбленной, а сейчас на стендах центр города перед всеобщим обозрением жителей…

Вот уже почти второй год, как решается вопрос о строительстве железной дороги КИТАЙ – КЫРГЫЗСТАН – УЗБЕКИСТАН. Но в зависимости от личных интересов любая страна может просто развернуться, в этом случае Узбекистан. По той простой причине, что некоторые нюансы им могут не понравиться, хотя Китай – дипломатичная страна. Вот, уже который год, в Восточной Азии проводятся различные спортивные турниры. Туда же прилетают известные киноактёры, представляя свой фильм. В мае прилетали члены фильма «Железный человек — 3», чтобы представить картину китайским зрителям. Так или иначе, Китай интересен западным странам: начиная от Европы и до США.
В свою очередь Китай медленно, но верно сам ищет пути развития в сторону Старого Света. И одна из них строительство железной дороги. В прошедшем недавно саммите ШОС обсуждался вопрос о проекте, предложенным китайцами. Но, к общему мнению не пришли.

Во – первых, цифры, ну или точнее будет сказать цена. Строительстводороги доходит до 3,5 миллиарда, то говорят, что до 4,5 миллиарда. Кому верить? Ответ туманен.
Во – вторых, есть вариант обмена: отдать Китаю одно из месторождений в Джумгальском районе Нарынской области взамен на возведение железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Премьер-министр Кыргызстана ЖантороСатыбалдиев отметил, что на сегодняшний день алюминиевое месторождение Сандык никому не отдано. Как знать, быть может что-нибудь другое им “подарят”?
В третьих, разработано четыре маршрута строительства железной дороги. Кыргызские и китайские эксперты рекомендовали два наиболее оптимальных маршрута: «Север-1» протяжённостью в 257 км и стоимостью в $4,5млрд. пролегает через пункт пропуска «Торугарт», долину Арпа, перевал и долину Кок – Арт, далее до Джалал – Абадаи узбекской границы; «Север-2» протяжённостью в 430 км и стоимостью в $ в6,6 млрд пролегает через КПП «Торугарт», Ат – Башинскую ГЭС, село Угут Ат – Башинского района перевал и долину Кок – Арт, Джалал – Абад.

Но в одном интервью, прочитанным мною, с Кубатом Рахимовым (международным экспертом по транспортным вопросам) я забеспокоился о том, что данный проект может оказать большой минус внутри нашей страны.

Хорошо, допустим дали зелёный свет наши политики, китайцы со своим оборудованием приехали к нам, появляются рабочие места – безработный с надеждой идёт устраиваться и тут же возникает языковой пробел. Как наши соотечественники будут работать, еслипрорабом окажется китаец? Как тут быть??? Китай пригласит своих земляков в размере 10% населения, а это уже 500,000 человек, тут и решай куда деваться???(расчёт лишь стартовый). А почему будут строить именно китайцы, просто потому, что дорогу Торугарт – Бишкек строят они, да и не только эту дорогу. У них уже здесь есть своя основа рабочей силы: китайские строители и их местная техника. И вообще, по их мнению, наше местное население имеет недостаточный уровень знаний, опыта и слишком лениво.

Также вытекает ещё одна странная ситуация: в Китае, в основном, ЖД строят НОАК (Народно – освободительная армия Китая), значит, дипломаты с востока заинтересованы не только в осуществлении дороги через Кыргызстан, но и военно – стратегическом плане. Хоть они миллион раз будут отвергать эту версию, факт в том, что железную дорогу строят военные, так как китайцы понимают, что любая ЖД подразумевает военную стратегию.

Небольшое отступление от темы. Ещё в Советское время страны СССР перешли на широкую колею ≈ 1500 мм. По причине того, что перед началом Второй Мировой войны нужно было менять железную дорогу: немецкая, в то время, имела узкую и это придавало большой риск, так как гитлеровская армия могла с лёгкостью перебросить свои военные силы через железную дорогу, и в кратчайшие сроки добраться до границ СССР. Но уже к распаду Советского союза были оговорены некоторые детали: одно из них как раз о параметрах размеров колеи – если же одна из стран решится на такой поступок, то она должна решать на уровне СНГ.

Где чувствуешь запах еды, сразу в голове представляются некоторые блюда. Где чувствуешь запах денег, сразу в голове проясняются свои личные расходы.

Итак, вопрос – а нужна – ли нам это дорога??? И да, и нет.

Да: 1. Как ни крути, но будут осуществляться разгрузки и перегрузки товаров, значит плюсы в нашу казну;
2.Вероятность подключиться к другим международным проектам. Хотя здесь минус – Российская Федерация не очень восприняла идею со строительством ЖД по своим личным соображениям. Но тут уже читателю на смекалку “догадайся – молодец”, а ”не знаешь – значит, плохо всю суть понимаешь”…
3. Долги может и будут расти, пока некоторые люди не будут брать незаконные деньги. Но, согласитесь рано или поздно всё закончится, и настанут в Кыргызстаневремена как в Греции, Испании, Италии – окажемся в жесточайшем кризисе. Вот поэтому нам необходим этот проект, чтобы расплачиваться с “не” нашими долгами. (примечание, доход от железной дороги составит ≈ $100 – 150млн.)

Нет: 1. По – моему мнению, при строительстве на кыргызской земле НОАК уж очень не комфортно будет местным жителям. Мы никак от американской базы отвертеться не можем, а тут ещё и с востока…
2. Что делать с территориями? Если китайцы начнут строить дорогу, то они могут и по другому задуманному плану пойти и наткнуться на какое – нибудь полезное ископаемое. А в свою защиту они ещё сверху к доходам накинут немного миллионов $ нашим чиновникам.
3. Через некоторое время осуществиться задуманное (неважно с какой именной стороны) и Кыргызстану предстоит иметь дело с поставками нелегальных товаров, с контрабандными различными изделиями. Нет, оно и сейчас всё это есть, но позже будет в несколько раз больше…

Чем дальше фантазируешь, тем мрачнее думаешь. В скором будущем очень сильно надеюсь, что мои тёмные предположения не перенесутся в реальный мир. Просто каждому кыргызстанцу хочется процветания – не только в его семье, но и на его священной Родине. И как знать в некотором царстве, в некотором центрально – азиатском государстве будет столько туристов с разных стран, что один из них заметит: «… Гляди! Гляди! На стенде признание девушке в любви!!!»

1 комментарий

avatar
Однозначно, прорубить окно в Европу с помощью этой дороги было бы кстати с точки зрения экономической. Быть тупиковой страной как-то не круто. Но нельзя идти на поводу у китайских амбиций и хитрых планов. Отдавать им наше месторождение — преступно и граничит с национальным предательством. И пускать сюди китайцев, чтобы они строили — тоже не хорошо. Разве нельзя просчитать какие-то другие варианты? Например, пригласить сюда европейских инженеров, высококвалифицированных рабочих… Неужели нельзя продумать, где и какой кредит взять под это.
Но тут возникает другой вопрос. России и ее идее Таможенного Союза на это не выгодно, а наши пророссийские политики вряд ли сделают то, что РФ не нужно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.