Экспансия китайских торговых гигантов. Страхи и реальность.
«Придут китайские компании и задавят местных производителей». Подобные ужасы можно слышать не только в Кыргызстане, в России, или в Казахстане, но и во многих странах мира, так или иначе имеющих деловые отношения с КНР. Поскольку за двадцать лет рыночных экспериментов этого кошмара не произошло и наши местные заводы и фабрики позакрывались совершено по другим причинам, возникает вопрос: «а так ли все страшно и где эти самые китайские компании, которые, якобы, собираются давить наши производственные ресурсы?».
Вниманию читателей предлагаю статью — размышление, касающуюся такой перспективной сферы бизнеса как торговля обувью. Автор статьи: Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России»
(Родился в 1980 г. Начинал карьеру в обувной компании «Вестфалика»: с 1997 г. занимался внешнеэкономической деятельностью, а в 2001 г. стал директором овчинно-мехового завода в составе ГК «Вестфалика». С 2003 г. – учредитель и директор группы компаний «Обувь России», которая в настоящее время развивает две розничных сети «Вестфалика» и «Фабрика обуви Пешеход», а также марку недорогой молодежной обуви Emilia Estra – и включает 115 магазинов в 40 городах Центральной России, Сибири и Урала).
И вот что он думает о китайской торговой экспансии:
Вниманию читателей предлагаю статью — размышление, касающуюся такой перспективной сферы бизнеса как торговля обувью. Автор статьи: Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России»
(Родился в 1980 г. Начинал карьеру в обувной компании «Вестфалика»: с 1997 г. занимался внешнеэкономической деятельностью, а в 2001 г. стал директором овчинно-мехового завода в составе ГК «Вестфалика». С 2003 г. – учредитель и директор группы компаний «Обувь России», которая в настоящее время развивает две розничных сети «Вестфалика» и «Фабрика обуви Пешеход», а также марку недорогой молодежной обуви Emilia Estra – и включает 115 магазинов в 40 городах Центральной России, Сибири и Урала).
И вот что он думает о китайской торговой экспансии:
Почему китайские обувные сети не спешат в Россию?
Объем российского обувного рынка составляет 23-25 млрд долларов в годовом исчислении. Впечатляющая цифра для любой обувной компании. Россия – это огромный рынок, причем слабо консолидированный, на долю сетевой розницы приходится не более 15%.
Почему же гиганты, подобные китайской Belle International (это крупнейшая сеть не только на китайском рынке, но и мировом, ее капитализация около 16 млрд долл), до сих пор медлят с экспансией? Чего они ждут, может быть, вступления России в ВТО и снижения таможенных пошлин?
Что касается обувной отрасли, то у нас таможенные пошлины были снижены до европейских 10% еще 5 лет назад, в 2006 году. Помнится, тогда было много прогнозов о грядущем наступлении зарубежных сетей, и некоторые аналитики предрекали даже массовую гибель отечественных обувщиков. Однако никакой экспансии не состоялось, а бизнес многих местных игроков хиреет по совершенно независящим от транснациональных компаний причинам.
Медлительность зарубежных, в том числе китайских сетей объясняется несколькими моментами, в списке которых таможенные пошлины стоят далеко не на первом месте. Процесс вступления в ВТО, хотя и снимает часть преград на пути китайских компаний, но на самом деле мало влияет на их планы. Главное – это неосвоенные просторы своих собственных рынков. Пока та же Belle International не освоит рынок родного Китая, российские обувщики могут чувствовать себя в относительной безопасности.
Я часто бываю в Китае, и мне доводилось общаться с представителями этой уважаемой компании. Они прямо говорят – «на обозримую перспективу нам достаточно работы у себя дома».
Они правы. На китайском рынке работы – непочатый край. Уже сейчас объем китайского рынка превосходит российский на порядки. Сопоставьте население Китая с ее 1,5 млрд жителями и население России, где всего лишь 140 млн.
Важно, что потребление китайцев постоянно растет, несмотря на все мировые кризисы, причем не только в больших городах на востоке, но и в отдаленных провинциях. Побывав на западе страны, который часто называют бедным, я был приятно удивлен. Небогатые, даже бедные китайские селения не оставляют ощущения такой… безнадежности, я бы сказал, как в российских селах. Люди живут небогато, это видно, но все же происходит развитие, есть производство и т.д.
Огромный потенциал характерен не только для обувного сегмента Китая, но и многих других. Поэтому крупные китайские компании не спешат осуществлять зарубежную экспансию.
Еще один сдерживающий момент для китайцев и других зарубежных игроков – особенности ведения бизнеса на территории РФ. Здесь ведь далеко не все прозрачно. Непонятно, например, как выстаивать отношения с властью, фискальными органами и проч. Посмотрите на примеры иностранных компаний с других отраслей – не всегда их опыт освоения российского рынка удачен.
Кроме того, любая иностранная компания, которая выходит на российский обувной рынок, должна адаптировать ассортимент под особенности местного климата. На большей части территории России достаточно длинная зима, поэтому именно зимняя обувь из натуральной кожи и меха составляют существенную долю в продажах. В ассортименте же многих европейских и китайских сетей такой обуви просто нет. То есть нужно выпускать специальные коллекции для России, адаптировать размерный ряд.
А теперь последний вопрос – как долго мы можем чувствовать себя в относительной безопасности?
Полагаю, что для обувщиков тайм-аут составит несколько лет. Потребительские рынки развиваются чрезвычайно стремительно, а что касается Китая, то здесь рост может быть просто взрывной. Китайские сети, освоив свой родной рынок, сразу же заинтересуются российским. Первые попытки зайти наш рынок мы увидим уже через несколько лет. Европейские компании уже пробуют свои силы у нас.
Для обувщиков это означает, что свою стратегию надо выстраивать с учетом конкуренции не с российскими, а с международными обувными компаниями. В нашем списке потенциальных конкурентов китайские сети стоят в первых рядах.
1 комментарий