ДЕКЛАРАЦИЯ
О государственной независимости Кыргызской Республики
Верховный Совет Республики Кыргызстан, исходя из принятой 15 декабря 1990 года «Декларации о государственном суверенитете Республики Кыргызстан» и руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Республики Кыргызстан:
1. Объявляет Республику Кыргызстан независимым, суверенным
демократическим государством.
2. Территория Республики Кыргызстан является целостной и не-
делимой, на ней действует только Конституция Республики Кыр-
гызстан.
3. Республика Кыргызстан подчеркивает свою приверженность к
общепризнанным принципам международного права, руководствуется
принципами дружбы и сотрудничества между народами, будет неуклонно
соблюдать принятые на себя обязательства, не допуская конфронтации
в международных, межнациональных отношениях, и выступает за заклю-
чение нового «Союзного Договора» суверенных государств, на равных
основаниях.
4. Призывает парламенты союзных республик, страны мирового
сообщества признать независимость Республики Кыргызстан.
5. Поручает Президенту Республики Кыргызстан и Президиуму
Верховного Совета Республики Кыргызстан образовать комиссию из
числа народных депутатов, ученых, специалистов для квалифицирован-
ной и оперативной подготовки мер (включая проекты договоров),
обеспечивающих экономическую и политическую независимость Респуб-
лики Кыргызстан, и внести на рассмотрение очередной сессии Верхов-
ного Совета Республики Кыргызстан.
Верховный Совет Республики Кыргызстан призывает народ Респуб-
лики Кыргызстан объединиться на основе данной Декларации во имя
превращения нашего государства в подлинно суверенное и правовое
государство.
Верховный Совет Республики Кыргызстан.
Бишкек. 31 августа 1991 года.
Депутат А.Маматалиев: Мы планируем, что новый президент принесет присягу уже с новым флагом (интервью)
05-09-2011
11:41
Бишкек (АКИpress) — Председатель парламентской комиссии по изменению государственных символов, депутат от фракции «Ар-Намыс» Абдырахман Маматалиев ответил на вопросы АКИpress.
— В чем причина вашей инициативы изменения государственных символов?
— Во-первых, это не моя инициатива. С первых дней было много обращений в адрес Жогорку Кенеша, очень много статей и публикаций в прессе по поводу того, что флаг Кыргызской Республики в общем-то был принят не совсем правильно. Были десятки, сотни обращений в адрес Жогорку Кенеша во время прошлогодней выборной кампании – изменить цвет государственного флага, пересмотреть некоторые слова гимна. Избиратели объясняли это тем, что из-за красного цвета флага льется кровь, происходят разного рода революции, перевороты, «разборки», разделения и т.д. Особенно это усилилось после прошлогодних апрельских и июньских событий.
В начале года депутат от фракции «Ата Мекен» Карганбек Самаков заявил, что им подготовлен законопроект по изменению государственного флага. Был другой прецедент – депутат Данияр Тербишалиев внес предложение начинать каждое наше заседание с пения гимна страны. Выяснилось, что есть депутаты, которые не хотят петь гимн, потому что там есть такие слова «готов за страну свою душу отдать», второе – слово «бейкут», значение которого сейчас толкуется по-разному, а также другие моменты.
Я считаю, что государственные символы не должны быть предметом споров и раздоров. В связи с этим я внес предложение создать комиссию и рассмотреть все эти обращения. В состав комиссии вошли по три депутата от каждой фракции, плюс мы включили туда академиков, историков, представителей Союза художников, Союза композиторов, общественных деятелей, ряд представителей «легендарного» парламента (Жогорку Кенеш созыва 1990-1994 гг., который проголосовал за нынешние госсимволы). Всего 28 человек.
— Можете назвать конкретную цифру — сколько было обращений?
— Более 300 обращений.
— Смена флага обычно происходит при катаклизмах в обществе…
— Сейчас происходит смена социально-политического строя, смена конституционного строя, идет трансформация и перераспределение полномочий. Скорее, смена госсимволов связана с обновлением.
— Говорит ли поднятие вопроса смены госсимволов, по вашему мнению, об идеологическом кризисе в обществе, потери ориентира?
— Это не совсем верно. Идеологический кризис был в прошлом году, когда мы стреляли друг в друга. Обновление должно коснуться и госсимволов, но обязательно с учетом мнения народа.
— Какова ваша личная позиция по изменению государственных символов?
-Я тогда внес предложение: если так будут продолжаться эти споры, почему бы не вернуться к флагу Киргизской ССР.
— Серп, молот…
— Нет, взять этот флаг за основу, а потом внести, например, тундук, солнце…
— Почему вы так думаете?
— Когда мы этим начали заниматься, мы изучили очень много материалов. Во-первых, когда эти люди приняли нынешний флаг, они считали, что флаг Манаса был красного цвета. Я посмотрел несколько вариантов Манаса – Каралаева, Орозбакова, Жусупа Мамая и Жайсана. Да, в основном, пишется о красном флаге. Но в некоторых местах пишется и о синем флаге. Например, депутат К.Самаков считает, что флаг Манаса был синим. В некоторых местах пишется, что флаг был даже белого цвета. Но ученые обобщенно говорят: когда Манас шел на войну, он брал красный флаг, а в мирное время у него флаг был синего цвета.
— Какой ученый так говорит?
— Это у Жайсана. А ученые – Какеев, Мар Байджиев и т.д… Есть другая история. Когда мы были Киргизской ССР, тогда было три цвета. В новейшей истории – красный цвет. Но при определении цвета нашего государства надо учесть и древнейшую историю, до Манаса, еще раньше. Естественно, нельзя забыть ту историю, которая была у нас в составе Советского Союза. Потому что очень многого, что мы имеем, мы достигли именно в этот период — мы состоялись как государство, у нас были очень развиты культура, наука, промышленность, города были построены. На самом деле, мы стали известным государством.
Первый флаг был принят в 1936 году, тоже красного цвета. В 1953 году флаг пересмотрели, тогда был совет аксакалов, ученых, мудрецов. Они приняли трехцветный флаг. Это мое личное мнение. Сейчас у нас путем голосования отобрано девять вариантов. Хотим вынести на обсуждение общественности и рассмотреть в конце октября — в начале ноября.
— В 1936 году был принят флаг Киргизской ССР – на флаге Советского Союза желтым цветом было написано «Кыргыз ССРи» и «Киргизская ССР». В 1949 году из Москвы во все союзные столицы пришла директива поменять флаги, но за основу взять флаг Советского Союза. Поэтому флаги всех союзных республик были так похожи…
— Как мне стало известно, данное предложение (поменять флаг – прим. АКИpress) исходило отсюда. Кыргызы состоят из трех крыльев – правое крыло, левое крыло и ичкилик. Считается, что правое крыло имело флаг синего цвета, левое крыло – белого, ичкилик – красного. То есть в флаге Киргизской ССР учли нашу древнейшую историю, состав и Манаса, у которого был и красный, синий и белый флаги.
— То есть вас не устраивает нынешний красный флаг?
— Я еще раз повторяю, меня не устраивает тот факт, что государственные символы становятся постоянным предметом споров и раздора.
— Вы считаете, если мы поменяем государственные символы, то споры прекратятся?
— ...(Пауза). Споры, во всяком случае, прекратятся.
— Вы согласны с утверждением, что синий цвет в некоторых районах юга страны является цветом траура?
— Я сам с юга, с Алая. Да, когда умирает мужчина, супруга одевается в черный цвет, а дочери и младшие сестры покойника — в синий. Но давайте рассмотрим этот вопрос по-другому, очень интересный вопрос…
— В 1992 году предпоследний вариант флага был как сейчас, только фон был синим, а солнце – белым. Именно утверждение некоторых депутатов стало причиной замены фона на красный, а солнца – на золотистый.
— Да, несколько депутатов так выступили. Но это была не основная причина (основная причина, как он сказал выше, в эпосе Манас есть место, где говорится, что флаг Манаса был красным – прим. АКИpress). Когда человек умирал, к флагу всегда возвращались. На покойника кладут государственный флаг, например, когда в прошлом году хоронили апрельских героев. В Америке военнослужащих тоже хоронят с флагом. Мы этот вопрос изучали, тут должна быть какая-то связь. Может быть, из-за цвета флага для траура надевали такой же цвет одежды.
— Вы хотите сказать, что в некоторых районах юга страны люди сейчас на похоронах одеваются в синий цвет, потому что когда-то их предки хоронили людей с синим флагом?
— Не утверждаю, то такое может быть.
— Вы верите в магическую силу флага?
— Не только мы, американцы меняли свой флаг 62 раза, русские вернулись к своему старому флагу. Если народ об этом постоянно говорит, тогда надо менять.
— Вы имеете в виду те 300 обращений?
— 300 обращений мы только получили. А сколько не получили?!
— Во сколько обойдется, по вашим подсчетам, смена государственных символов?
— Если мы один раз поменяем все наши государственные флаги – это обойдется нам в 3 млн 700 тыс. сомов. Депутат от фракции «Ата Мекен» Равшан Жээнбеков говорит, что смена госсимволов обойдется в 250 млн сомов. Это не так. Смена флага будет стоить около 70 тыс. долларов, а лидер его фракции Омурбек Текебаев ездит на бронированной машине стоимостью 150 тыс. долларов. То есть у него машина в два раза дороже стоит, чем стоимость замены флага.
Среди нас есть депутаты, которые воруют миллионами долларов и потом списывают на расходы. Воруют! Я ни тыйына не украл, отвечаю. Почему «Ата Мекен» против смены флага? В прошлом году на парламентских выборах «Ата Мекен» чуть ли каждое дерево обвешал красным материалом. Вот они говорят, нельзя быть суеверным, а сами навешали красных тканей, а заняли последнее место среди прошедших в парламент. Кстати, К.Самаков, который хочет синий флаг, тоже из этой фракции. У них во фракции отсутствует консенсус по этому вопросу.
— Государственные номера на автомашинах тоже надо будет менять?
— Почему? Замена номеров будет по мере выдачи новых госномеров. К тому же, так и так они на этом бизнес делают, каждый год номера меняют. Номера машин серии KG ГАИ по два раза в год меняет.
— Какой механизм изменения госсимволов?
— От имени комиссии мы внесем законопроект на рассмотрение парламента, если мы решим менять. Работа комиссии, хочу отметить, еще не завершилась. По гимну – автор принес новый, исправленный в трех местах вариант. По тексту гимна комиссия пришла к консенсусу, и новый текст гимна мы вынесем на рассмотрение парламента в конце сентября. Нынешний автор гимна Шабданбек Кулуев остается, Абдинаби Назарбаев из Баткена становится соавтором.
По флагу – сейчас пока есть 9 отобранных вариантов. Могут добавиться новые варианты. Все варианты мы опубликуем в СМИ. После обсуждения общественности комиссия остановится на каких-то вариантах, может быть, трех-четырех. Где-то в начале ноября внесем в парламент. Мы планируем, что новый президент принесет присягу уже с новым флагом, то есть в начале января.
— Среди 9 отобранных вариантов флага есть депутаты в качестве автора нового флага?
— Есть депутат К.Самаков.
— Не вы автор варианта на основе флага Киргизской ССР?
— Нет, я же не автор этого флага. Автор этого флага еврей Турсковский, Лев Абрамович, народный художник. На самом деле, он не автор, просто кыргызы выдвинули еврея. Я это сам узнал.
— То есть вы и торага Ахматбек Келдибеков точно не будут среди новых авторов?
— От Келдибекова пока никаких предложений не поступало. Но он готов профинансировать смену флага из фонда торага, до 4 млн сомов. Я внес некоторые предложения, но у меня нет амбиций стать автором нового флага. Есть и другие предложения, некоторые в комиссии говорят, что надо внести элементы ислама – Луну. Другие категорически против, потому что мы светское государство. Мы, кыргызы, говорим, что дети Солнца. Но в основном идут жалобы, что на нынешнем флаге солнце похоже на подсолнух, тундук горит. Поэтому есть предложение поменять обозначение 40 племен с желтого цвета на белый. Одни говорят, что надо обязательно обозначить три племенных конгломерата. Другие говорят, почему красный цвет, цвет ичкилика есть, а нашего левого крыла, белого цвета, нет. Мы пытаемся учесть все пожелания. Флаг должен стать объединяющим символом, а не разделяющим.
Если кто-то считает, что только дети не любят школу, то эти товарищи сильно ошибаются: никто так не любит школу, как учитель первого сентября. Хотя, одна моя коллега — Оксана Степановна, учитель со стажем и по совместительству главная ведьма школы, радостно сказала: «А чо? Я люблю этот праздник».
Конечно, любишь. Получать удовольствие от стеба на школотой — тоже надо уметь. Как энергетические вамипиры. И дети это знают, и предпочитают не злить Оксану Степановну, ибо разозлившись, она пьет не только кровь, но и нервы.Высасывает…
Увлеклась что-то не по дате… Я к тому, что она единственная, кто, казалось, сегодня порхает по школе.
А у меня траур. Мои солнечные выпускники разлетелись, кто куда. А вот, снова меня настигла карма за все плохое, что я причинила этому грешному миру — пятый класс. Как говорится, в печали и радости… Это у врачей клятва Гиппократа, а у учителя — почти клятва Гименея. Потому что теперь эти маленькие гады будут с тобой минимум 4 года — до 9 класса. В твоей голове (спать будешь — стоять перед глазами будут), желудке (если вдруг затошнит, а некуда будет выплескивать) и даже — заднице, потому что воспитательный процесс, в целом,- неизлечимый геморрой.
Ты им за маму, папу, соседей и дядей-тетей из зомбоящика всех вместе взятых.
Ибо родители — на базаре; по телевизору — интеллект-порнография, а у соседей, как всегда, трубу прорвало, и им пофег, что твоя квартира внизу.
И вот посмотрела я сегодня на ЭТИХ, кажется, сильно отичающихся от бывших спокойных, улыбчивых (сидят, как маленькие старички) и ужаснулась… Ололо! В этот раз я так легко не отделаюсь. Криминал школы — будущий — передо мной. И моя задача сделать этот криминал как можно меньше криминальным.
Домой пришла в депрессии и желании броситься на пол и застучать кулаками по полу: «Не хочу! Не хочу! Не хочу!»
Это еще год не начался. Учебный. В декретный что ли уйти?